Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0839808/data/www/schetovodoff.ru/wp-content/plugins/wp-noref/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0839808/data/www/schetovodoff.ru/wp-content/plugins/wp-noref/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0839808/data/www/schetovodoff.ru/wp-content/plugins/wp-noref/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0839808/data/www/schetovodoff.ru/wp-content/plugins/wp-noref/wp-noref.php on line 142
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u0839808/data/www/schetovodoff.ru/wp-content/plugins/wp-noref/wp-noref.php on line 142
Как инспекторы должны проверять наличную выручку
У налоговиков появился регламент, где четко прописано, как нужно контролировать полноту учета наличной выручки. В документе в числе прочего названы максимальные сроки ревизии, приведен перечень проверяемых документов и указаны методы, которые должны применять инспекторы. Кроме того, в регламенте даны четкие инструкции относительно того, куда проверяемое лицо может пожаловаться на ревизоров, если те нарушили его права.
Вводная часть
Контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей – одна из государственных функций. Для каждой государственной функции необходим регламент, который является нормативным правовым актом (необходимость разработки регламентов исполнения государственных функций введена постановлением Правительства РФ
Регламент по проверке наличной выручки утвержден приказом ФНС России
Этапы и сроки проверки
Согласно новому регламенту проверка полноты учета наличной выручки состоит из четырех этапов. Каждый этап – отдельная административная процедура, для которой отведены свои сроки. Суммарная продолжительность всех процедур не может превышать 20-ти рабочих дней. Расскажем о каждой из процедур подробнее.
Предъявление поручения
Первая процедура называется «предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции». На данном этапе налоговики обязаны продемонстрировать поручение, а также свои служебные удостоверения. Проверяемое лицо должно расписаться в том, что документы предъявлены, указать свою должность и текущую дату. Если представитель компании или ИП откажется поставить подпись, инспекторы отразят это в поручении, но проверку не отменят. На предъявление поручения ревизорам отведено два рабочих дня.
Получение документов
Вторая процедура – рассмотрение документов, необходимых для проверки. На данном этапе налоговики запросят бумаги, которые имеют отношение к наличной выручке (см. табл. 1). Организации и предприниматели могут предоставить как оригиналы, так и копии. Заверять копии у нотариуса не нужно, достаточно подписи и «живой» печати компании или ИП.
Получив либо не получив документацию, инспекторы сделают соответствующую отметку в акте проверки. Данная процедура не может продолжаться более одного рабочего дня с даты, когда проверяемое лицо получило поручение на проведение ревизии.
Документы по применению ККТ
|
|
1 | Журнал кассира - операциониста |
2 | Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам |
3 | Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира - операциониста |
4 | Распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти |
5 | Контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе |
6 | Справка-отчет кассира - операциониста |
7 | Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации |
Документы по соблюдению кассовой дисциплины
|
|
1 | Приходные и расходные кассовые ордера |
2 | Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов |
3 | Авансовые отчеты |
4 | Кассовая книга |
5 | Распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег |
Документы по применению бланков строгой отчетности
|
|
1 | Бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов |
2 | Информация из автоматизированной системы о выпущенных документах |
3 | Акт приемки бланков строгой отчетности |
4 | Книга учета бланков строгой отчетности |
5 | Акт о списании бланков строгой отчетности |
Документы по учету доходов и расходов
|
|
1 | Книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя |
2 | Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения |
3 | Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента |
4 | Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) |
Иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы инспекторам для проверки |
Проверка хозяйственных операций
В рамках третьей процедуры происходит проверка полноты учета выручки денежных средств. Здесь хозяйственные и финансовые операции подвергаются документальному и фактическому изучению. Документальное изучение – это анализ и оценка «первички», а фактическое изучение – осмотр, инвентаризация, наблюдение, пересчет и экспертиза. На данном этапе налоговики вправе проконтролировать либо все без исключения операции (сплошной метод), либо часть операций (выборочный метод). В любом случае третья административная процедура не может длиться более 20–ти рабочих дней с даты предъявления поручения на проверку.
Оформление результатов
Последняя, четвертая процедура – это оформление результатов. Оно заключается в составлении акта, а при выявлении нарушения – в возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Максимальный срок, отведенный для этой процедуры, составляет 20 рабочих дней с даты предъявления поручения на проведение ревизии.
Как проверят полноту учета выручки
В ходе проверки контролеры обязаны удостовериться, что вся наличная выручка отражена в отчетности. Для этого ревизорам придется совершить ряд действий.
Прежде всего – пересчитать наличность в денежном ящике ККТ с учетом тех средств, которые были получены кассиром в начале рабочего дня в качестве разменной монеты. Полученную сумму налоговики должны зафиксировать в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники.
Затем ревизорам нужно взять у кассира расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег. Также кассир должен расписаться в том, что не утаил документы, сформированные с начала текущего рабочего дня. К таким документам относятся квитанции, «приходники», справки-отчеты, сведения о показаниях счетчиков, информация о выручке и акты о возврате денег покупателями по неиспользованным чекам. Расписка кассира является составной частью акта о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.
После этого инспекторам следует сверить фактический остаток наличности с данными, отраженными в фискальном отчете, в контрольной ленте и в журнале кассира-операциониста. В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сравнят с приходными ордерами, кассовыми отчетами, данными кассовой книги и книги учета доходов и расходов. Обнаружив несовпадение, налоговики попросят кассира (или другого работника) дать письменное объяснение. Если фискалы сочтут, что объяснение неубедительно, то зафиксируют нарушение.
Проверка контрольно-кассовой техники
Перед снятием фискальных или сменных отчетов сотрудники ИФНС осмотрят контрольно-кассовую технику и проверят документацию к ней. В частности, убедятся, что заводской и регистрационный номер каждой машины, а также ИНН ее владельца совпадают с данными, внесенными в регистрационную карточку.
От себя добавим, что контролеры могут проверить, не применялось ли устройство для «скручивания» выручки. Такие устройства незаконны, и работают они следующим образом. При получении денег от покупателя машина печатает чек, но данные в блок электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) не передает. В результате информация о выручке нигде не сохраняется, как будто самой операции никогда не было.
Поскольку обнаружить подобное устройство очень непросто, инспекторам разрешено обращаться за помощью. В комментируемом регламенте есть фраза: «При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации)».
Привлеченные знатоки анализируют чеки, а именно помещенные на них криптографические коды. Если чек напечатан при помощи незаконного устройства, то на нем расположен не настоящий, а «липовый» код, и эксперты определят это при помощи компьютерных программ.
Проверка бланков строгой отчетности
У организаций и предпринимателей, которые оказывают услуги и не применяют кассовую технику, ревизоры проверят бланки строгой отчетности (БСО). В случае, когда такие бланки производятся посредством автоматизированной системы, налоговики затребуют информацию из системы о выпущенных бланках.
В ходе ревизии инспекторы посмотрят книгу учета бланков, акты приемки и акты инвентаризации БСО и узнают, сколько бланков за тот или иной период использовала организация или ИП. Потом фискалы пересчитают копии использованных бланков (корешки документов), хранящиеся в компании или у предпринимателя. Если число корешков не совпадет с количеством банков, указанным в других документах, ревизоры потребуют письменных объяснений.
Наконец, проверяющие сложат суммы, указанные в копиях использованных БСО (корешках) с величиной выручки по данным учета. При несовпадении проверяемому лицу придется дать объяснения. Если они не убедят контролеров, те зафиксируют нарушение.
Что будут искать у плательщиков ЕНВД
Как известно, плательщики единого налога на вмененный доход вправе не применять ККТ, а вместо кассовых чеков по просьбе покупателей выдавать другие подтверждающие документы. При проверке ревизоры станут смотреть именно эти документы: товарные чеки, квитанции и пр.
Напомним, что, по мнению налоговиков, «вмененщики», которые оказывают услуги населению, обязаны выдать клиенту один из двух документов: либо кассовый чек, либо БСО. В Федеральной налоговой службе считают, что норма, позволяющая плательщикам ЕНВД не применять контрольно-кассовую технику, не распространяется на случаи оказания услуг. Поэтому организации и предприниматели, применяющие данный спецрежим, не могут оставить своего клиента без каких-либо подтверждающих документов. Следовательно, придется выбрать один из двух вариантов: или не отказываться от ККТ и пробивать чеки, либо выписывать бланки строгой отчетности. Об этом говорится в письме ФНС России
К тому же у «вмененщиков» особенно тщательно проверяют кассовую книгу, а также приходные и расходные ордеры. С этого года предпринимателей, в том числе применяющих ЕНВД, обязали вести кассовую документацию наравне с организациями (см. «
Иногда проверяющие специально приходят в понедельник в торговую точку, которая работала все выходные. Если бухгалтер отдыхал в субботу и воскресенье, и не успел заполнить кассовую книгу, магазину придется заплатить штраф.
Как должен выглядеть акт, составленный по итогам проверки
По окончании ревизии сотрудники ИФНС обязаны составить акт в двух экземплярах. Этот документ должен быть оформлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц. Помарки, подчистки и исправления допустимы только в случае, если они заверены подписями инспектора и проверяемого лица.
Если проверка обнаружила нарушения, представители организации или ИП вправе дать письменные объяснения, сделать замечания и возражения. Приняв их, ревизор обязан поставить соответствующую отметку в акте.
В случае, когда проверяемое лицо уклоняется от подписания акта, данный документ направят по почте заказным письмом по месту нахождения или по месту жительства.
Добавим, что в комментируемом регламенте перечислены сведения, которые должны фигурировать в акте (см. табл. 2). Не исключено, что отсутствие необходимых реквизитов позволит оспорить результаты проверки в суде.
1 | Дата составления акта |
2 | Полное наименование либо ФИО проверяемого объекта, его ИНН и КПП |
3 | ФИО специалистов инспекции, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции |
4 | Дата и номер поручения на проведение проверки |
5 | Перечень документов, полученных инспекцией в ходе проверки |
6 | Период, за который проведена проверка |
7 | Даты начала и окончания проверки |
8 | Адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта |
9 | Документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены |
Куда пожаловаться на проверяющих
Автор: Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн»
Источник: БухОнлайн.ру