Новые формы отчета в ФСС

Одно из самых ожидаемых событий квартала - появление новых форм расчетов по взносам в ФСС, ПФР и ФФОМС. Процесс их принятия тянется долго, особенно это касается формы-4 ФСС. Ее ждали еще к отчетности за 9 месяцев 2012 года, но тогда, видимо, из-за летнего разделения Минздравсоцразвития на два новых министерства утвердить новый расчет не получилось. ФСС ограничился рассылкой Письма с предложением дополнить старую форму таблицей об аттестации рабочих мест и медосмотрах. К отчетной кампании за 2012 год обновить 4 ФСС тоже не вышло. Не произошло это и на день нашей сегодняшней встречи. Все, что нам доступно, - проект Приказа Минтруда об утверждении нового расчета по взносам в ФСС. Давайте приглядимся к нему попристальнее.

Зачем ФСС понадобились сведения об аттестации рабочих мест и медосмотрах? Для предоставления скидок к тарифу взносов "на травматизм" по заявлению работодателя. В остальном наличие либо отсутствие аттестации (медосмотров) на исчисление взносов никак не влияет. Правда, не исключено также, что информация об этом будет попадать из Фонда в гострудинспекции, чтобы те получили возможность штрафовать фирмы, не проведшие аттестацию, на сумму от 30 000 до 50 000 рублей по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Но это лишь мои догадки.

Чтобы увидеть в "запроектированной" 4 ФСС нечто действительно новое, надо быть очень внимательным. Потому что, коллеги, если закрыть глаза на знакомую таблицу 10 для пресловутых сведений об аттестации рабочих мест и медосмотрах, то получается, что все изменения свелись к переносу поля для указания ОКВЭД с титульного листа в шапки двух разделов расчета.

Итак, код ОКВЭД в нынешней форме-4 ФСС в начале раздела I, посвященного расчетам по взносам на страхование по болезни и в связи с материнством, будут отражать упрощенцы-льготники с нулевым тарифом взносов. Остальным организациям поле для ОКВЭД в разделе I заполнять не придется.

Также код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности указывается в шапке раздела II формы-4 ФСС. Этот раздел, как и прежде, предназначен для отражения сведений о взносах "на травматизм". Сюда код будут вписывать все работодатели, без исключения, поскольку от основного вида деятельности компании зависит тариф "несчастных" взносов. Таким образом, в разделе II расчета отражается тот же код ОКВЭД, который указан в заявлении о подтверждении основного вида экономической деятельности, направленном в подразделение Фонда социального страхования.

И это все новости о проекте расчета по форме-4 ФСС. Остальное, включая порядок заполнения формы и коды для формирования шифра страхователя, буква в букву скопировано из старого Приказа Минздравсоцразвития N 216н. Я клянусь, буква в букву! А какой механизм для утверждения этой "псевдоновой" формы будет задействован, представляете? Сколько людей так или иначе принимали участие в "разработке" документа. Только регистрация в Минюсте чего стоит! И все ради одной новой таблицы, переноса поля для указания ОКВЭД и сокращения сноски на титульном листе.

Мне это напомнило старый анекдот. Беседуют два пограничника - советский и польский. Первый спрашивает:

- А как по-польски будет хлеб?

- Хлеб, - отвечает поляк.

- А мясо?

- Мясо.

- Ну а граница?

- Граница.

- Хорошо, а солдат?

- Жолниш.

- Вот те на. И стоило из-за одного слова язык придумывать!

Примерно так и с новой 4 ФСС. Изменений - с гулькин нос, а все чин по чину: приказ, будущее одобрение Минюста, публикация и так далее. Почему нельзя было ограничиться приказом о внесении изменений в прежнюю форму? К тому же чиновники так увлеклись копированием, что забыли о новой категории льготников - индивидуальных предпринимателях на патентной системе налогообложения (ПСН). Они, как вам известно, в 2013 году исчисляют взносы в ФСС с выплат работникам по тарифу 0 процентов. Однако отдельного шифра страхователя в проекте нового расчете предприниматели на патенте почему-то не удостоились.

Теперь взглянем на "запроектированную" форму расчета РСВ-1 ПФР по пенсионным и "медицинским" взносам. Быть может, здесь найдутся какие-то значимые подвижки по сравнению с прежней формой?

Скажу так: если с 2013 года на вас не свалилось "счастье" в виде дополнительных тарифов взносов с выплат работникам, претендующим на досрочную пенсию, то вас будущие изменения в форме расчета почти не коснутся.

Так, в разделе 1 появится строка 121. В ней будут отражаться суммы взносов в ПФР, доначисленные проверяющими или самим работодателем с выплат, которые превышают предельную базу по взносам. В 2013 году она составляет 568 000 рублей на одного работника. А общая сумма доначисленных взносов, включая "сверхбазовые", будет по-прежнему указываться в строке 120 раздела 1 расчета по форме РСВ-1 ПФР.

К слову, проблему с отражением доначислений по самостоятельно выявленным недоимкам обновленный расчет не решит. Помните, да? Кулуарно сотрудники Фонда разъясняют, что в этом случае не обязательно представлять уточненный расчет за отчетный период, в котором совершена ошибка, достаточно включить доначисления в расчет за отчетный период обнаружения недоимки (в строки 120 и 121 раздела 1, а также в раздел 4). Например, мы недоплатили взносы в I квартале, ошибку нашли в мае. Значит, отражаем доначисленные взносы в расчете за полугодие, расчет за I квартал не уточняем.

Но из закона это как не следовало, так и не следует. И если вы решаетесь на уточненку, вносить информацию о доначислениях в расчет за квартал, в котором вы нашли ошибку, ни в коем случае нельзя. Иначе после того как Фонд скорректирует данные на основании уточненного расчета, суммы в расчете за квартал обнаружения, что называется, поплывут. Точнее, одни и те же суммы будут отражены в этом документе дважды.

Следующее небольшое новшество. В старом расчете по строке 260 раздела 2 отражается количество "физиков", получивших от вас выплаты, превысившие предельную базу. В нынешней форме в этой строке указывается общее количество физических лиц, которым что-либо выплачивалось, а число тех, кому посчастливилось получать "сверхбазовые" выплаты, будет отражаться в новой строке 261. Трудно сказать, что такого полезного даст эта информация Пенсионному фонду, но как есть.

Раздел 2 расчета по форме РСВ-1 ПФР, как и прежде, будет заполняться в отношении каждого основного тарифа взносов, применявшегося в отчетном периоде.

Например, если в штате организации на общем режиме налогообложения наряду с обычными работниками есть инвалиды, то надо будет заполнить два вторых раздела расчета: один по выплатам обычным работникам (код тарифа 01), один по выплатам инвалидам (код тарифа 03). То же самое, когда аптека, наряду с фармацевтической деятельностью, облагаемой ЕНВД, занимается чем-то, что ЕНВД не облагается, и, скажем, платит по этой деятельности налог при УСНО. Тогда один раздел 2 формы РСВ-1 ПФР она заполнит с кодом тарифа 11, а второй - с кодом 52.

Но это не касается взносов в ПФР, исчисленных по дополнительным тарифам с выплат работникам, занятым во вредных условиях труда. Для них в зависимости от величины тарифа в новом расчете есть две отдельные таблицы: 2.1 и 2.2. Учтите, отраженные в них суммы НЕ БУДУТ ПОПАДАТЬ в основную таблицу раздела 2. Они сами по себе.

Итоговые данные о взносах, начисленных по дополнительному тарифу, из таблиц 2.1, 2.2 прямиком последуют в строки 110-113 новых граф 5 и 6 раздела 1 расчета. То есть и там они будут отражаться наособицу. Новые графы 7 и 8 для "дополнительных" взносов появятся также в разделе 4, в котором детализируются сведения о доначислениях по итогам проверки ПФР или самостоятельно найденным недоимкам.

Чуть-чуть о персонифицированной отчетности. Сейчас в Минюсте регистрируется Постановление ПФР N 17п от 28 января 2013 года. Оно дополнит перечень "персонифицированных" форм, утвержденный Постановлением ПФР N 192п, двумя новыми документами, которые представляются начиная с отчетности за I квартал. Это формы:

- СЗВ-6-4 со сведениями о выплатах, пенсионных взносах и страховом стаже работника;

- АДВ-6-5 - опись к предыдущей форме.

Новые формы заменяют старые - СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, и АДВ-6-3. Таким образом, по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев 2013 года надо будет представить в отделение ПФР формы СЗВ-6-4, АДВ-6-5 и АДВ-6-2. Последняя - это знакомая по прошлым годам опись сведений, передаваемых страхователем.

В новой СЗВ-6-4 нужно будет указать, в частности, суммы:

- выплат, являющихся объектом обложения взносами, с разбивкой по месяцам квартала и выделением сумм, которые "вписываются" в предельную базу по взносам и превышают ее. Сюда не входят выплаты за работы, дающие право на досрочную пенсию, которые облагаются взносами по одному из двух дополнительных тарифов;

- выплат за работы, дающие право на досрочную пенсию, с разбивкой по месяцам квартала;

- взносов в ПФР, начисленных в течение квартала на выплаты, не превышающие предельную базу, и уплаченных в Фонд, с разбивкой на страховую и накопительную части.

Также в СЗВ-6-4 отражаются сведения о периодах работы человека за месяцы квартала. Они заполняются аналогично сведениям из давно действующей формы СЗВ-1. Но есть важное уточнение: в СЗВ-6-4 данные, служащие основанием для досрочной пенсии, вносятся, только если в течение квартала за работника уплачивались взносы по дополнительному тарифу. Если взносов не было, коды особых условий труда или оснований для досрочного назначения пенсии в СЗВ-6-4 не проставляются.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга.Конференцзал" 2013, № 02

Опубликовано в рубрике ФСС